Алексей Серебряков

             
Тесты Алексея Серебрякова

Алексей Серебряков учился на курсе у Олега Табакова. Около пяти лет проработал в театре под его руководством. А потом ушел. Говорит, что стало неинтересно. Снялся в фильмах "Обвиняется свадьба", "Смиренное кладбище", "Фанат", "Афганский излом", "Обнаженная в шляпе", "Серп и молот", "Упырь", в сериале "Бандитский Петербург"... А еще раньше, в 13-летнем возрасте, на юбилее своего педагога в музыкальной школе был сфотографирован корреспондентом одной из газет и попал на ее страницы. Выглядело это так: баян, а над ним с ноготок мизинца детское лицо. В этом-то лице и разглядели ассистенты режиссеров Краснопольского и Ускова потенциального артиста, очень похожего на покойного ныне Вадима Спиридонова, что и требовалось. Так Алеша снялся в "Вечном зове", "Отце и сыне".

На фестивале "Виват кино России!", что проходил весной в Санкт-Петербурге, А.Серебряков получил приз как лучший исполнитель мужской роли в картине "Тесты для настоящих мужчин" А.Разенкова. Там зритель определял голосованием победителей. Мне показалось, что Серебрякова выбрали даже не за "Тесты...", а за "Бандитский Петербург" – сериал (кстати, не в пример иным приличный и профессиональный) в тот момент шел на телеэкране. В очередной раз актер сыграл "плохого парня", а публика, в очередной раз его приняла. Серебряков и сам считает, что такое положение вещей чудовищно, отвратительно, но что поделаешь? А потому и пытается сохранять свой внутренний мир, читать дочке сказки Пушкина. Это тоже выход.

Был такой период в его биографии, когда он решил не давать интервью. Не оттого вовсе, что слишком высокого о себе мнения и уверен, что достиг зенита славы, а значит, может себе кое-что позволить. А скорее, в силу застенчивости, каким бы странным это ни казалось. Посмотришь на Серебрякова на экране – супермен, циник, сильный человек, но вряд ли интеллектуал. К тому же многим известно, что дружит он давно с Дмитрием Певцовым, а тот качается в спортзале, свободно чувствует себя перед объективами фотокамер, раскован, за ним вечно носятся репортеры. Раз друзья – значит похожи. Серебряков, если с ним хоть немного пообщаться, совсем не тот, за кого его чаще всего принимает зритель. Умный, скромный, интеллигентный и, если не ошибаюсь, мягкий человек. Спортзалы не посещает, домосед по натуре.

Возвратимся, однако, к тому, что актер отказался быть публичным человеком, решил работать, избегая встреч с журналистами. Вывод сделал сам и позднее. Просуществовать так, как это удается Олегу Меньшикову, обособленно и загадочно, ему не пришлось. Теперь он уверен, что получить работу можно только благодаря "засвечиванию" в журнале, на телевидении в первую очередь, потом только идет в расчет кино, театр же играет тут роль почти нулевую. И принял как данность такой расклад. Понял, что степень таланта для актера не имеет принципиального значения в наше время. Решающими оказываются несколько иные обстоятельства. А когда-то после выхода на экран "Фаната" посыпался на его голову ворох предложений: роли бывших афганцев, бандитов, каратистов. Кино отрабатывало сложившиеся стереотипы. "Если ты стал рейтинговым артистом, давай, отрабатывай еще и еще раз одно и то же, пока не надоест. Но в конце концов продюсер занимается своим делом, а я – своим. Буду пытаться как-то с этим бороться, точнее, сопротивляться", – говорит актер.

Сегодня А.Серебряков играет в модном мюзикле "Метро", причем с большим удовольствием, и не только потому, что там платят деньги, просто проект представляется ему симпатичным. Играет и в антрепризном спектакле "Новый". Пьеса кажется ему умной и глубокой, даже исследовательской. А исследует она причину того, как могло произойти, что пришел в мир человек, который руководит нами, диктует свои порядки, не обладая ни культурой, ни нравственными принципами. Вернее, принцип у таких людей один – мне должно быть хорошо. "Если Мережковский писал о хаме грядущем, то тут мы имеем хама, реально пришедшего, уже развалившегося в кресле кабинета с табличкой "Генеральный директор" или "Руководитель канала". Человек этот существует по принципу: "мне должно быть комфортно". Этот спектакль зрительски довольно успешен. Публика часто аплодирует, смеется. Но я не знаю, что там особенно смешного. Я бы на месте зрителя плакал. Но каждый видит то, что понятно ему. А многим более понятен "Бандитский Петербург", в котором я поначалу не хотел сниматься, хотя очень уважаю режиссера В.Бортко. Он – профессионал. Всякий раз театр доказывает конечность своего существования. По прошествии какого-то времени приходит самоуспокоение и начинается мертвечина. А в этом участвовать я не хочу". Я сказала Алексею о том, что он обречен на "плохих парней" в кино, а вот театра по большому-то и серьезному счету в его жизни ныне нет. Все от случая к случаю. А он ответил:" А он вообще-то есть? Одно только название. На троллейбусной остановке в тридцать раз интереснее, чем в любом театре. Конечно, существуют отдельные очаги, но это не есть целый процесс. Я репетировал четыре месяца с Владимиром Мирзоевым, которого я очень люблю, и все равно ушел от него. Считаю его одним из самых интересных режиссеров. Просто это не мой язык. Моя органика, психофизика не совпадают с его стилистикой и формой. Мы говорим на разных языках. Он на испанском, к примеру, а я на иврите. Возвращался к Виктюку после давнего нашего совместного с ним и Аллой Демидовой спектакля "Федра". Через два месяца вышел из игры. Почему? Да потому, что Виктюк когда-то в "Федре" мне поднял планку значительности актерской профессии. Я могу сниматься в кино, осознавать в течение пары месяцев свою зависимость от этого процесса и пытаться сделать так, чтобы мне, по крайней мере, не было стыдно показать своей дочери результат. В театре гораздо большая ответственность возникает перед людьми, с которыми ты работаешь. У Виктюка ныне другой уровень разговора о жизни, смерти, любви.

К тому же нация не нуждается сегодня в осмыслении. Ну не платят мне зарплату восемь месяцев, ну и не платят. Я привык к этому и чувствую себя нормально. Россия – такая страна. Здесь все утопает. Произошло чудовищное превращение. Люди жили миром, были покойны, нуждались в образах собственной жизни, которые им давали театр, литература и кино. Вдруг им сказали, мол, вы не живите миром, стойте каждый за себя. Человек 24 часа в сутки только и думает о том, как ему выжить. Поэтому нет ни литературы, ни театра, ни кино. Дело не в том, что они не востребованы. Просто воздух не рождает образов, без которых они мертвы. Существуют люди, которые продолжают работать, самовыражаться, но это не есть мощная волна образной системы нашей жизни, то, чем должно заниматься искусство. Это есть потребление, производство табуреток, на которых можно сидеть".

Что делать актеру – идеалисту (как же его еще назвать?), имеющему подобные убеждения? Можно ли позволить себе отказываться от того, что предлагают режиссеры (особенно, если это полная ерунда)? Серебряков отказывается, считая при этом, что лучше работать, чем не работать. А с работой, как известно, у большинства актеров напряженка.

Алексей Серебряков не любит формального общения. Многочисленные светские рауты, где люди перебрасываются ни к чему не обязывающими фразами и локтями отбивают бутерброд (выражение А.Серебрякова), привлекают его мало. Свободное от съемок время он предпочитает проводить дома, куда и наезжают погостить друзья. Помимо прочего, их привлекает и то, что жена Алексея – Маша – умеет делать дивные настойки и особенно ей удается хреновуха – водка на хрене. А Алексей ловит кайф от общения с близкими людьми за рюмочкой, считая это счастливейшими минутами своей жизни.

Серебряков – человек хозяйственный, рукастый. Обожает свои дрели, болгарки и прочий рабочий инструмент. И поскольку так уж складывается жизнь, что постоянно приходится менять квартиры, Алексей предпочитает снимать квартиры без мебели. Было бы на чем сидеть и спать, а остальное – дело техники. Все мастерит сам.

Я спросила Алексея о том, что он думает об интеллигенции, стоит она еще чего-либо в этой стране. Спросила потому, что после "Кинотавра" многие пребывали под сильным впечатлением от резких (это еще мягко сказано) слов режиссера Д.Светозарова об этой самой интеллигенции, а Алексей, как мне кажется, к ней как раз и принадлежит по состоянию своей души. Он ответил: "Интеллигенция – не г... Последним являются отдельные ее представители. Иногда. Интеллигентом в том высоком смысле слова, которое подразумевает не только образованность, может быть мужик в деревне. Интеллигенция – это состояние духа, предполагающее наличие совести. Только благодаря этому качеству передается что-то из поколения в поколение, и мы можем говорить о действительно высоких ценностях, а не только о том, где кто вчера купил колбасу или почем продавалась проститутка на углу". Вот вам и герой "Бандитского Петербурга" и "Упыря". Вовсе не тот, каким видится на расстоянии. Между тем поклонниц заметно прибавилось после выхода вышеназванного сериала на телеэкране. Они просят автограф, фотографируются с актером, влюбляются...

Светлана Хохрякова


All rights reserved
Hosted by uCoz