Раньше он был не то чтобы малоизвестен - даже призы за роли получал,
но настоящая слава пришла только сейчас, после выхода "Бандитского
Петербурга". Поклонницы тут же стали требовать у нас рассказать, какой
Серебряков на самом деле. Сообщаем: умный, сильный, спокойный, красивый,
мужественный, женатый. В отличие от многих своих героев не ценичен и
не жесток, грубости и надменности в нем ни капли. А еще он мастеровитый.
То есть руки у него растут откуда надо.
- Продюсеры одного фильма, в котором вы снимались, рассказывали
мне, будто бы вы зареклись давать интервью целый год. Это так?
- Было такое дело. Когда снялся в картине "Фанат", моей скромной
персоной заинтересовались журналисты. Но писали все практически одно
и то же. А поскольку я неловко себя чувствую во время специальной
фотосъемки, - ну не знаю, как себя в этот момент вести, - я и решил:
публичным человеком не буду. Но просуществовать на уровне Олега
Меньшикова, который сумел как-то мудро выстроить отношения с людьми и
прессой - все-то у него регламентировано, осторожно, деликатно, - мне
не удалось. Кроме того, я понял одну вещь: сегодня только средства
массовой информации могут сделать имя, а значит, дать возможность работать.
У меня даже своя арифметика сложилась: на пятдесят процентов тянет
фотография в популярном журнале, на тридцать - телевидение, кино - ну,
может быть процентов на двадцать потянет, а театр - на все остальное,
то есть почти ничего. И я принял сложившиеся правила игры. Пусть мне все
это не очень приятно, но я должен, как говорится, соответствовать.
Сегодня ситуация такова, что даже очень талантливого актера
могут попросту не заметить, если он будет прятаться от людей.
- Именно. Степень таланта о-о-чень часто не имеет значения. Глядя
на своего друга Диму Певцова - только не подумайте, что он неталантлив,
я говорю про его умение общаться с прессой, - я понял, как был не
прав, принимая то решение, о котором вы мне напомнили.
- Ваши герои чаще всего плохие парни. Вас не смущает, что
именно они так нравяться женской аудитории?
- Отвратительно все это. Но на зеркало, как известно, неча пенять.
Имеем то, что имеем. И герой соответствующий. Что остается в такой
ситуации делать мне? Бессмысленно сетовать на жизнь, огорчаться по
поводу ее несовершенства, реальнее пытаться оградить от такой жизни и
таких героев своих близких. Начать можно с того, чтобы читать дочке
сказки Пушкина.
- Роли, которые вам предлагают теперь, того же плана?
- К сожалению. Нечто подобное уже было после выхода "Фаната". У
меня тогда лежала куча сценариев, героями которых были бывшие "афганцы",
бандиты с автоматами, боксеры и каратисты. Но это естественно: кино
почти всегда отрабатывает сложившиеся стереотипы. Можно огорчаться по
этому поводу, но это ничего не изменит. Если уж ты попал в какую-то
схему, продюсеры начинают ее отрабатывать по полной программе: у тебя,
милый, хороший рейтинг, давай-ка его поддерживай, пока зритель не
наестся.
- Вы лично можете позволить себе отказаться от работы, если
вам предлагают совсем ерунду?
- Слава Богу, могу. Отказываюсь, если, читая сценарий, тут же
понимаю, что у людей одна цель - срубить побольше денег, раздеребанить
их и поделить между собой, а на оставшееся что-то снять. Я и от "Бандитского
Петербурга" хотел отказаться. Но не сделал этого потому, что у Бортко
я снимался когда-то в "Афганском изломе" и он мне лично звонил и просил,
чтобы я поучавствовал в этом проекте. А я его очень уважаю, считаю
профессионалом. Это одно "за". Второе "за" - участие в картине моих
дрезей, Димы Певцова и его жены Оли Дроздовой. Я лет пятнадцать с
ними дружу. У нас с Димой уже существует понимание на уровне выражения
глаз, взгляда. И мне очень хотелось узнать, как такое понимание выразиться
в кино. Прежде такой возможности у нас не было. (кстати, в театре
была: вдвоем они играли с самой Аллой Демидовой "Федру" в Театре
на Таганке. - Ред.), а тут "Бандитский Петербург" и подвернулся.
Вот мы с Димой и договорились на съемках сопротивляться вдвоем, если
что-то не понравиться. А дальше импровизировать.
- Он случайно, не ревновал жену к вам?
- Я думаю, мы знаем друг друга достаточно давно, чтобы Диму это
чувство перестало посещать. Но без "хихиков", конечно, не обошлось. Не
очень ловко себя чувствуешь, когда страстно обнимаешь жену друга у него
на глазах. Так что опережая ваш вопрос, скажу, что самым большим
казусом на съемках был сам факт, что Димка смотрит на экран и видит
там свою жену, а рядом своего друга, да еще с голой задницей...
- Может ли сегодня актер себя прокормить, занимаясь только
своей профессией?
- Нет, конечно, если он не персонаж светской хроники и не устраивает
чеса по Западной Сибири, где нефтяники готовы тысячу долларов выложить
за один его выход на сцену. Надо что-то искать, чтобы выкрутиться и
выжить. Но это каждый сам для себя решает. Иногда я жалею, что у меня
нет другого образования, кроме актерского. Молодежь, рвущаяся сегодня
в актерские вузы, должна четко понимать, что может, и официантами
придется поработать.
- Однажды вы сказали, что если бы не жена, вы бы от участия
в фильме "Тесты для настоящих мужчин отказались. Соглашаетесь
на роль, вы всегда с ней советуетесь?
- Я очень доверяю ее интуиции и все с ней обсуждаю. А с "Тестами..."
было не так. На фильм пригласили режиссера-дебютанта Андрея Разенкова,
который в тот момент был просто счастлив снять нечто большее, чем
минуту рекламы, которой он занимался. Жена убедила меня, что нужно его
поддержать. И, хотя по большей части пришлось быть в фильме манекеном,
я старался, чтобы за сделанную работу мне не было стыдно перед моим
ребенком.
- Сколько лет вашей дочери?
- Даше пять. Она смотрит все фильмы с моим участием. Ей очень
нравиться фильм "Обнаженная в шляпе", "потому что там папа улыбается".
Нравиться "Фанат", где "папа маленький". Но меня волнует не то, как
она сейчас воспринимает мои работы, а что она об этом подумает, когда
подрастет. Кроме того, есть еще и родители, перед ними тоже не хочется
краснеть. По крайней мере, хочу иметь возможность перед ними оправдаться,ъ
когда просто продаюсь за деньги. Хочу убедить их, что не напрасно они
когда-то со мной носились, столько всего пережили: мои издевательства
над ними, без которых, наверное, ни один ребенок не мыслим, мои болезни,
мои побеги из дому...
- Зачем же вы из дому-то убегали?
- Да детский максимализм, неудовлетворенность собой. Думал, вот
убегу, умру - и тогда все узнают, какое сокровище потеряли. Даже
оставлял записки посмертные. Забивался куда-нибудь в кусты, выжидал,
когда папа появится, и смотрел, как он на мои художества будет
реагировать. Правда, родители быстро пресекли мое желание сбегать
из дому.
- Лупили, что ли?
- Этого, слава богу, не было. Лупят тех, кто не умеет слышать
своих родителей. А я этому быстро научился.
- Кто они по профессии?
- Мама всю жизнь проработала медиком, а папа - он инжинер-конструктор
на заводе, которые когда-то "почтовыми ящиками" называли, занимался
испытаниями самолетных двигателей. У нас очень нежные отношения. Я
люблю родителей и берегу их.
- Жена помогает вам в выборе ролей, а сама она как-то связана
с кино?
- Нет. Она педагог. Школы-студии Пятницкого, преподает там фольклорный
танец. Когда-то работала в моисеевском ансамбле. Ее мама, кстати, в
прошлом балерина, танцевала в легендарном ансамбле "Березка". Когда-то,
закончив хореографическое училище, она была лучшей на курсе, но в
Большой ее не взяли, потому что Машин дедушка в тридцать седьмом был
растрелян как "враг народа".
- С Машей вы поженились после очень долгого знакомства.
Почему так?
- Познакомились мы году в восемьдесят пятом, потом долго не виделись,
а четыре года назад, на дне рождения сына наших общих друзей, встретились
снова. Маша как раз вернулась из Канады навестить родителей. Там она
танцевала по контракту, причем довольно долго, лет семь, иногда
наведывалась в Россию. Тогда мы, собственно говоря, и "увидели" друг
друга. В конце концов решило нашу судьбу одно необычное обстоятельство.
Машина годовалая дочка Даша, увидев меня, вдруг потянулась ко мне и
сказала: "Папа", - чем вызвала смех у всех присутствующих на дне
рождения. Никто тогда не придал значения этому событию. А мы с тех пор
живем вместе.
- Вы ведь были совсем мальчишкой, когда начали сниматься. Как
это случилось?
- Мне было тринадцать, я учился в музыкальной школе. Как-то на
юбилей моего педагога Василия Дмитриевича Москвичева приехал корреспондент
из "Вечерней Москвы". А у меня как раз был урок. В результете в газете
был опубликован снимок: на нем Василий Дмитриевич Москвичев, баян и я,
над баяном лицо с ноготок мизинца. В этом лице ассистентки режиссеров
Владимира Краснопольского и Валерия Ускова обнаружили сходство с
актером Вадимом Спиридоновым, ныне покойным. А им как раз нужен был
исполнитель на роль его сына. Они приехали в Свиблово, в нашу
музыкальную школу и задали мне роковой вопрос: "Мальчик, хочешь
сниматься в кино?" Мальчик захотел. И снялся в "Вечном зове" и
"Отце и сыне". А дальше пошло-поехало...
- Странно, почему вы баян выбрали. Родители тогда на фортепиано
учиться своих чад заставляли, ну на скрипке, на худой конец.
- Когда я пошел на прослушиванние, мне, уж не знаю почему, именно
баян понравился. Он такой большой, а я такой маленький... Да и потом,
блондин с широким носом - ему ли на скрипке играть? Баян показался в
самый раз.
- Многие зрители уверны, что человек вы спортивный. Во-первых,
потому что дружите с Дмитрием Певцовым, а он настоящий атлет. Во-вторых,
потому что у вас герои такие. Вот и на "Кинотавре" к вам моя американская
коллега подходила и звала на теннисный корт...
- Она меня просто спутала с Андреем Смоляковым! Это он с ней ходит
в большой теннис играть, а я - нет. Единственный вид спорта, которым
я занимаюсь, - это "Поговорил - накрой рюмочкой".
- Значит, вы должны любить светские рауты и вечеринки. Вот и
завсегдатаем клуба "Кино" Дмитрия Харатьяна и Марины Левтовой были...
- Светские сходки совсем не люблю. А в клуб "Кино" ходил с друзьями,
когда был один. Вечером в одиночестве сидеть дома очень плохо. Но
посещение клуба "Кино" - это же не презентация какая-нибудь, где люди
поздоровались и пошли дальше локтями отбивать свой бутерброд. В клубе
можно посидеть, поговорить в нормальной обстановке. А сейчас я провожу
свободное время дома. И все приезжают ко мне.
- Вы человек хозяйственный?
- Я рукастый. У меня много инструмента, всякие болгарки, дрели,
шуруповерты. Я их очень люблю. Поскольку нам приходится снимать жилье
и переезжать с места на место, я уже, наверное, квартир пятнадцать в
божеское состояние привел. Ненавижу полированную мебель, которая
как правило, прилагается к снимаемой квартире. Поэтому стараюсь снять
пустое жилище. А на чем сидеть и спать, сам сделаю.
- Если вы еще скажите, что и готовите отменно...
- Готовить, я умею, долго жил один, всему научился. Но сейчас этим
не занимаюсь, у меня чудесно готовить жена. Как только она появилась
в моей жизни, необходимость стоять у плиты сразу отпала. Люблю гостей.
Самое любимое времяпрепровождение - сидеть на кухне, есть что-то вкусное,
выпивать и разговаривать с близкими людьми. Все происходит неторопливо,
лениво, располагает к душевной теплоте, и каждая выпитая рюмочка только
улучшает твое состояние. Машка делает настойки, хреновуху. Это
водка такая, настоянная на хрене. Чудеснейший напиток - чистый, мягкий,
не дающий похмелья и головной боли.
- В Сочи на "Кинотавре" вы были с семьей. Выбираетесь отдохнуть?
- Если бы не было в этом году в конкурсе картины "Тонкая штучка" с
моим участием, вы бы меня там не увидели. Я не тусуюсь, поэтому меня
никогда и никуда не зовут. Но я по этому поводу нисколько не расстраиваюсь.
А то, что мы приехали в Сочи, - это очень хорошо. Моя дочка напиталась
морем, солнцем. Сидели на пляже, кино почти не сморели. Дашке пока
тяжело два часа сидеть в кинозале, а бросать ее мне тоже не хочется.
А новые фильмы я посмотрю зимой в Москве, когда будет холодно и
когда по возможностти буду стараться не выходить на улицу. Я ненавижу
зиму.
- Вы сейчас хоть и редко, но продолжаете играть в театре?
А отчего вы в свое время ушли от своего учителя Табакова?
- Не интересно стало. Хотя без дела не сидел, роли давали. Сейчас с
удовольствием играю в "Метро". И не только потому, что там платят
деньги. Мне симпатичен этот проект. Есть у меня и еще один спектакль,
антрепризный. Называется "Новый". Это о тех, у кого один принцип:
"Мне должно быть хорошо и комфортно, а там хоть трава не расти". Такие
люди могут погладить собачку на улице, даже пригреть ее, если им
так хочется. Но если завтра заскулит эта собачка и надоест им, они,
не задумываясь, выбросят ее обратно на улицу.
- Кстати, о собаках. Вы, я знаю, бездомных подбираете... Да
еще попугай у вас есть.
- И не один, а два. Первого подарили Даше, второго я сам купил -
вдвоем-то им веселее. А собак действительно у нас много. Одна у мамы,
две у тещи. У нас тоже есть - эрдельтерьер. Маша подобрала его год
назад на улице, месяца три выхаживали. Теперь здоров. Иногда все свое
зверье вывозим на дачу - ох, и весело бывает. Вот так и живем.